Место прокуратуры в системе правоохранительных органов

Прокуратура РФ (стр. 1 из 4)


Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов. В российском законодательстве отсутствует понятие «правоохранительные органы». Однако в нормативных актах данная формулировка встречается.

Например, в п. І Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

№ 567, речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

В ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» сказано,

3.

Правоохранительная деятельность прокуратуры

2 ст. 24 принятого 6 марта 2006 года ФЗ «О противодействии терроризму», дает Генеральному прокурору РФ или подчиненному ему прокурору право обратиться в суд с заявлением о признании какой-либо организации террористической, что автоматически влечет за собой совершение правоохранительными органами иных предусмотренных законом действий.

Четвертое направление деятельности прокуратуры – это участие прокурора в рассмотрении дел судами. Одной из важнейших задач прокурора в уголовном процессе является поддержания государственного обвинения. Но, кроме данной задачи, рассматриваемое направление деятельности предполагает широкий круг прав и обязанностей прокурора, затрагивающих все этапы рассмотрения судом уголовного дела.

Так, прокурор обязан участвовать в предварительном слушании уголовного дела, поскольку, если на стадии назначения судебного заседания судья устанавливает, что при подготовке уголовного дела именно были

Место прокуратуры в системе правоохранительных органов РФ

В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ» систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов. Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города.

В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура.

Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.

71 Вопрос Прокуратура в системе правоохранительных органов

В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается надзору за исполнением федеральных законов, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолировано от общественности, от граждан. При этом органы прокуратуры должны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной защищаемой законом тайны.
Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Кроме того, нельзя, конечно же, забывать и о принципе законности. Для прокуратуры данный принцип означает прежде всего,

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации.

Функции прокуратуры

Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государевым выгодам, вы, однако же, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».

После революции 1917 г. прокуратура была упразднена, но через пять лет — в 1922 г. восстановлена и действует до сегодняшних дней. Современный этап российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г.

с принятия Верховным Советом РФ Закона «О прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями действует до сих пор.

В настоящее время прокуратура РФ — это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране. Она представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами.

Прокуратура как особый правоохранительный орган Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

В связи с этим требуется выделить критерии разграничения правоохранительных и правозащитных органов и ввести в теорию и практику более широкий по содержанию, нежели «правоохранительный орган», термин.

Современное понимание правоохранительного органа не соответствует реалиям се- годняшней действительности, поэтому сохранение понимания системы правоохранительных органов в широком смысле, который предполагает включение не только судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов юстиции и органов уголовного преследования, но и негосударственных организаций, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, адвокатуру и частный нотариат2, не имеет смысла.

Кроме того, в последнее время можно наблюдать определенную нестабильность в структуре правоохранительных органов. В связи с этим в современной юридической

Прокуратура РФ

Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

№ 270, говорится о «правоохранительных органов», «правоохранительной системе», о «правоохранительной деятельности».

Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности. В результате, к правоохранительным органам можно отнести: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, нотариат.
Это те органы, которые составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.

Прокуратура РФ: понятие, место в системе правоохранительных органов РФ

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

Место и роль прокуратуры в государственно-правовой системе РФ

Полномочия прокуратуры распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность правоохранительных и контролирующих органов, что свидетельствует об их универсальном характере.

Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием принимаемых актов и решений правоохранительными и контролирующими органами. Контролирующие органы при необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы их полномочий, обязаны представлять материалы о правонарушениях, которые требуют реагирования прокурора, в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, привлечения виновных к уголовной ответственности.